ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ ФОРМУЛ ПРИВЕДЕНИЯ
Необходимо твердо усвоить, что при переходе от фактических
условий (рф, 7ф) к стандартным (рст, ТсД величины —— и
Т Р
в выражении (6. 8) не являются независимыми; кроме того, значение каждой из этих величин зависит от того или иного выбора стандартной высоты.
Пусть фактические условия полета изображаются на плоскости ( р, Т) или (Нр, Т) точкой Л, а условия, соответствующие стандартной высоте #от,— точкой В (фиг. 6.2). Как уже указывалось, будем считать, что
ЪТ=йТ=Т„—Тф, Ър = йр=рст—рф.
Отклонение фактической температуры воздуха от стандартной температуры при том же давлении рф (точка С на фиг. 6.2), т. е. при той же барометрической высоте Нрф9 будем обозначать через ЪрТ:
ЬрТ = Г„-Т, где Г’т соответствует давлению рф.
Так как
^т=тст-гф=г;т-тф+гс1-т;т,
ТО
аг=ърт+ат„,
где dTcr—разность стандартных температур на высотах, соответствующих по СА давлениям рст и рф (для случая, показанного на фиг. 6.2, dT„<d 0). Следовательно,
(6.9)
Из уравнения статики атмосферы следует [см. уравнение (1.10)]
dH=-RT
а так как для стандартной атмосферы
^ст— Т0 + $Нст
dTCT р
-RT-
ИЛИ
(6.10)
Подставляя это выражение в формулу (6.9), получим
Т Т г р v ’
Формула (6.11) связывает отклонение температуры dT с отклонением давления dp при переходе от фактических к стан — дартным условиям при заданном отклонении ЬРТ в фактических условиях полета. Так как в тропосфере = —0,19, то
^ = ^ + 0,19^. Т Т р |
(6.12) |
В стратосфере [5 = 0, а следовательно, |
|
dT_ _8рт т т ‘ |
(6. 12′) |
Подставив в уравнение (6.8) вместо его |
выражение по |
формуле (6.11), получим для тропосферы |
|
(6.13) |
|
для стратосферы |
|
*15 II + |
(6.13′) |
Уравнения (6. 13) и (6. 13′) удобны тем, что при любой произвольно выбранной величине dp мы сразу переходим к стандартным условиям при заданной величине ЬРТ. Рассмотрим не — сколько частных случаев применения этого уравнения.
Если в качестве стандартной принять высоту
Hcr = HDi
т. е. делать приведение при = const, то — = 0, а
Р
dX__ у ЪрТ
В случае приведения при Т = const, т. е. при НСТ = НТ
ЬрТ |
Для стратосферы выбор высоты по температуре в качестве стандартной невозможен.
При разработке метода приведения к стандартным условиям выбор стандартной высоты производится таким образом, чтобы формулы вида (6. 13), (6. 14) и (6. 15) для данного конкретного типа самолета и двигателя имели наиболее простой вид и чтобы входящие в них показатели Хр или X т могли быть легко и с достаточной точностью найдены либо по данным летных испытаний, либо из теоретических зависимостей.
В тех случаях, когда лишь один из показателей Хр или Хг мо жег быть определен с большой точностью, целесообразно выбирать стандартную высоту таким образом, чтобы в формулы приведения входил только этот показатель. Так, если величина показателя X т мала или может быть точно определена, приведение, как это видно из формулы (6. 14), целесообразно производить при постоянной барометрической высоте. Если точнее может быть определен показатель Хр, то при приведении к стандартным условиям целесообразно^, как это видно из формулы (6. 15), выбирать высоту по температуре в качестве стандартной. В следующих главах на конкретных примерах будет показано применение рассмотренных выше методов приведения к стандартным атмосферным условиям.
Приведение к заданным эксплоатационным условиям, как уже говорилось выше, сводится обычно к введению поправок на изменение веса или оборотов. Все ранее сказанное в отношении методов приведения к стандартным атмосферным условиям почти полностью относится и к методам приведения к заданным эксплоатационным условиям. И в этом случае поправки вводятся либо по подробной сетке характеристик, либо путем перехода к другой эквивалентной высоте, для которой некоторые данные функции вида ог(Х, G, р, Т) или <?2{Х, п,р, Т) сохраняют свое значение при переходе от одного веса или оборотов к другим, либо, наконец, путем получения поправок SX, рассматриваемых как дифференциалы, зависящие от дифференциалов dG или dn и по — G дХ v п дХ
казателеи вида XG = —, лп=-~ — и т. п.
X dG X дп
Для. учета изменения внешней аэродинамической формы самолета обычно приходится проводить соответствующие полетные испытания при различных вариантах аэродинамической формы самолета (с подвесными баками и без них, полеты при различном положении заслонок туннелей радиаторов и т. п.). На основе по
лученных из таких полетов результатов выводятся те или иные — формулы для учета влияния изменения аэродинамической формы самолета на его летные характеристики.